Table of Contents
Словарь основных дорожных терминов
Общие сведения
Автомобильная дорога - инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей. Основными элементами являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и все виды обстановки.
Автомобильная дорога ведомственная - дорога, находящаяся на балансе государственных предприятий и организаций и предназначенная для обслуживания их производственных, технологических перевозок, подъездов к производственным объектам и дорогам общей сети. Автомобильные ведомственные дороги подразделяются на подъездные, технологические, внутрихозяйственные, служебные, патрульные и др. Расположены на территории промышленного или другого предприятия (организации), находятся на его балансе, обслуживая его производственные, технологические перевозки и подъезды к нему. Проектируются на основе технических требований данного предприятия (организации).
Автомобильная дорога временная - дорога, сооружаемая на срок службы менее 5 лет и обеспечивающая движение автомобилей или строительных транспортных средств по обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок в период сооружения новых объектов, реконструкции или ремонта.
Автомобильная дорога второстепенная - дорога, которая по своему значению, объемам перевозок и техническому решению уступает другой пересекающей ее или примыкающей к ней дороге.
Автомобильная дорога главная - дорога, которая по своему значению, потокам движения, объемам перевозок или техническим решениям выше другой пересекающей ее или примыкающей к ней дороге.
Автомобильная дорога горная - дорога, расположенная в горной местности, со значительными уклонами в продольном профиле, кривыми малых радиусов, серпантинами и инженерными сооружениями, предохраняющими ее от лавин, оползней, осыпей и т. п.
Автомобильная дорога зимняя (автозимник) - дорога с проезжей частью, построенной изо льда, намораживаемого послойно, или из уплотненного снега и льда, а также проложенная по замерзшему льду рек и озер.
Автомобильная дорога кольцевая - дорога, огибающая планировочную территорию города или другую территорию по замкнутой кривой, соединяющей дороги, входящие в город, и предназначенная для разгрузки пригородных дорог и городской уличной сети от транзитного движения автомобилей.
Автомобильная дорога многополосная - дорога, обеспечивающая движение автомобилей по четырем и более полосам.
Автомобильная дорога обходная - дорога, расположенная с внешней стороны территории города или другого населенного пункта на некотором удалении от него, предназначенная для обеспечения беспрепятственного пропуска транзитного движения автомобилей с минимальными затратами времени и разгрузки от него городской уличной сети.
Автомобильная дорога общего пользования - дорога, обеспечивающая движение автомобилей, отвечающих требованиям государственного стандарта (по нагрузкам и габаритам). Находится на балансе органов управления дорожным хозяйством. Дороги общего пользования по своему народнохозяйственному и административному значению подразделяются на дороги федеральные и территориальные.
Автомобильная дорога платная - дорога, обеспечивающая движение автомобилей с взиманием оплаты за проезд.
Автомобильная дорога подъездная - дорога, обеспечивающая связь районов, городов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий с железнодорожными узлами, речными и морскими портами, местами массового отдыха населения и соединяющая эти объекты с дорогой более высокой категории.
Автомобильная дорога территориальная - дорога, соединяющая: столицы республик; административные центры краев и областей, города республиканского, краевого и областного подчинения с административными центрами районов и автономных округов; административные центры районов и округов между собой, с железнодорожными станциями, аэропортами, речными портами, курортами, базами отдыха, спортивными комплексами и с дорогами федерального значения. Находится под управлением территориальных управлений дорожного хозяйства.
Автомобильная дорога федеральная - дорога, соединяющая: столицу Российской Федерации со столицами республик и важнейшими промыш-ленными и культурными центрами страны, столицы республик и административные центры краев и областей; курорты, места массового отдыха и туризма, заповедники, исторические и культурные памятники, научные центры и подобные объекты федерального значения со столицами республик и административными центрами краев и областей, с ближайшими станциями железных дорог, аэропортами, морскими и речными портами. Обеспечивает также транспортные связи с зарубежными странами, объединяет все другие автомобильные дороги в единую сеть. Находится под управлением федерального органа управления дорожным хозяйством.
Автомобильная магистраль - дорога высокой пропускной способности, предназначенная для скоростного движения автомобилей, не обслуживающая придорожной территории; имеет проезжие части, отделенные одна от другой по направлениям движения разделительной полосой. Все пересечения с другими путями (автомобильными, железнодорожными, трамвайными, пешеходными) выполнены в разных уровнях.
Автомобильный транспорт - один из важнейших видов транспорта единой транспортной системы страны, являющийся совокупностью наиболее мобильных и универсальных транспортных средств и сети автомобильных дорог. Обеспечивает относительно дешевые и быстрые перевозки грузов и пассажиров.
Дорожное хозяйство - часть отрасли материального производства, призванная совместно с автомобилями наиболее полно удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках. Включает сеть автомобильных дорог общего пользования со всеми сооружениями, необходимыми для ее нормальной эксплуатации, а также предприятия и организации по ремонту и содержанию этих дорог.
Дорожно-климатическое районирование - разделение территории на районы (зоны) с более или менее однородными климатическими условиями для целей проектирования и строительства дорог. В зависимости от степени увлажнения, глубины залегания грунтовых вод, глубины промерзания грунтов и среднегодового количества осадков территория Российской Федерации разделена на пять дорожно-климатических зон.
Интенсивность движения - количество автомобилей, проходящих через определенное сечение дороги в единицу времени (за сутки или за один час).
Искусственные сооружения - сооружения, устраиваемые на дорогах при пересечении рек, оврагов, горных хребтов, дорог и других препятствий, снегозащитные, противообвальные. Основные искусственные сооружения: мосты, путепроводы, тоннели, эстакады, трубы, водоотводные устройства, галереи, подпорные стены и др.
Категория дороги - критерий, характеризующий народно-хозяйственное значение автомобильной дороги в общей транспортной сети страны и определяемый интенсивностью движения на ней. В соответствии с категорией назначаются все технические параметры дороги.
Классификация автомобильных дорог - разделение существующих и проектируемых автомобильных дорог или отдельных их участков на категории.
Плотность дорожной сети - отношение общей протяженности всех автомобильных дорог определенной области (района) к площади этой области (района).
Пропускная способность дороги - максимальное количество автомобилей, которое может пропустить данный участок дороги или дорога в целом в единицу времени. Обычно измеряется в легковых автомобилях в час (авт./ч).
Протяженность дороги - фактическая длина дороги между объектами или населенными пунктами.
Развитие сети дорог - осуществление плана перспективного размещения автомобильных дорог какого-либо региона в соответствии с потребностями народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках.
Сеть автомобильных дорог - совокупность всех дорог на территории страны, краев, областей или районов, обслуживающих все отрасли их комплексного хозяйства.
Схема развития автомобильных дорог - отраслевая схема общего комплекса схем развития и размещения отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам. Разработка схем развития автомобильных дорог, так же как и других отраслевых схем, осуществляется в два этапа. На первом этапе определяются задачи и основные показатели развития автомобильных дорог, на втором этапе в составе этих схем разрабатываются материалы с расчетами, обосновывающими целесообразность проектирования, строительства, реконструкции, и другие мероприятия по развитию и повышению технического уровня дорог.
Транспортно-эксплуатационные показатели дороги - ряд параметров, определяющих технический уровень дороги и ее эксплуатационные возможности. В зависимости от значений показателей дорогу относят к той или иной категории. Основными показателями являются: скорость, интенсивность и состав движения, пропускная и провозная способности, уровень аварийности, качество дорожного покрытия, время сообщения, себестоимость перевозок автомобильным транспортом и др.
Улица - автомобильная городская дорога в пределах населенного пункта.
Земляное полотно и дорожные одежды
Влажность воздуха - содержание в воздухе водяного пара. Характеризуется абсолютной и относительной влажностью, дефицитом влажности, упругостью водяного пара, точкой росы и удельной влажностью.
Водно-тепловой режим земляного полотна - закономерность изменения в течение года влажности и температуры верхних слоев грунта земляного полотна, свойственная данной дорожно-климатической зоне и местным гидрогеологическим условиям. Система мероприятий, направленная на регулирование водно-теплового режима, позволяет уменьшить влажность и величину морозного пучения рабочего слоя земляного полотна.
Грунт подстилающий - естественный грунт с ненарушенной структурой, на котором сооружается земляное полотно. Располагается непосредственно под дорожной конструкцией на толщину активной зоны, в которой практически затухают напряжения и деформации от транспортной нагрузки.
Грунт растительный - верхний слой почвы, который пригоден для озеленения.
Грунтовые воды - подземные воды, находящиеся в первом от поверхности земли постоянном водоносном горизонте, не имеющем сверху сплошной кровли водонепроницаемых пород. Не обладают напором и подвержены колебаниям уровня и дебита.
Обвал - внезапное обрушение с крутых горных склонов отдельных камней и обломков в скальных породах с сильной трещиноватостью.
Оползень - нарушение устойчивости склонов или откосов, выражающееся в смещении одной части грунтового массива относительно другой, остающейся неподвижной, без контакта между ними. По механизму смещения различают срез с вращением, скольжение, выдавливание, вязкопластичное течение, сложное смещение.
Показатели прочности - механические характеристики, с помощью которых можно описать прочность в любых напряженных состояниях. Для грунтов такими характеристиками являются угол внутреннего трения (ср) и сцепление (с).
Прочность грунтов - мера сопротивления грунтов касательным напряжениям. Основной вид нарушения прочности грунта - смещение одной его части по другой вследствие незатухающего сдвига, переходящего в срез.
Водоотводные устройства - комплекс сооружений, отводящих воду от земляного полотна и дорожной одежды и предотвращающих их переувлажнение (боковые канавы, лотки, водосборные колодцы, водопоглощающие и дренажные устройства).
Водосток (ливневая канализация) - система отвода поверхностных вод в городах, предназначенная для сбора и отвода дождевых и талых вод, вод от полива и мытья улиц, вод из дренажных систем и внутренних водостоков зданий. Различают открытую систему, состоящую из лотков и кюветов, входящих в поперечный профиль улиц, водоотводных канав, тальвегов, русел малых рек, закрытую - состоящую из сети трубопроводов, водоприемных и смотровых колодцев и камер и смешанную - включающую элементы закрытой и открытой сети.
Выемка - земляное сооружение, выполненное путем срезки грунта по заданному профилю; при этом вся поверхность земляного полотна расположена ниже поверхности земли. Раскрытая выемка - мелкая выемка, устраиваемая с пологими откосами (более 1:10) для облегчения переноса через нее снега ветровым потоком. Разделанная под насыпь - выемка с пологими откосами и боковыми резервами, устраиваемая для уменьшения заносимости ее снегом.
Геокомпозит - составной материал, среди компонентов которого имеется, по крайней мере, один геотекстильный материал или материал, содержащий геотекстиль.
Геосетка - геосинтетический материал, в котором сетка связана узлами и в котором отверстия шире, чем элементы плетения.
Геотекстиль - тканый или нетканый рулонный строительный материал, изготавливаемый из различного волокнистого сырья со значительной долей синтетических компонентов и используемый в качестве прослоек для различных целей при строительстве, реконструкции и ремонте земляных сооружений.
Дренаж - геотехническая конструкция, служащая для перехвата и отвода подземных или поверхностных вод. Различают дренажи: откосный, перехватывающий и подкюветный.
Дренажные сооружения - комплекс сооружений, предназначенных для понижения уровня и сбора грунтовых вод с их отводом из земляного полотна и из-под дорожных одежд. Различают: горизонтальный дренаж, к которому относятся трубчатый дренаж, сплошная прорезь, дренажная галерея, горизонтальные скважины (дрены), и вертикальный дренаж - забивные и сквозные фильтры, колодцы, сифонный дренаж. Дренажные устройства укладывают: выше водоупора глубокого залегания (несовершенный дренаж); на поверхность или ниже водоупора при неглубоком его залегании для полного перехвата подземных вод (совершенный дренаж).
Земляное полотно - сооружение, предназначенное для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги. Возводится из местных или привозных грунтов с обеспечением устойчивости самого земляного полотна, его обочин, откосов и естественных подстилающих грунтов. К земляному полотну относят связанные с ним водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства и др.
Насыпь - инженерное земляное сооружение, устраиваемое из природных и (или) техногенных грунтов, в пределах которых вся поверхность земляного полотна расположена выше уровня земли.
Обочина - боковая полоса земляного полотна с каждой его стороны между его бровкой и кромкой проезжей части, предназначенная для предохранения краев дорожной одежды от разрушения, вынужденной остановки автомобиля в случае неисправности, размещения остановочных полос, барьерных ограждений, средств сигнализации и других средств, обеспечивающих безопасность движения. Обочины могут быть необработанные (грунтовые) и укрепленные асфальта- и цементобетоном, местными материалами (щебнем, гравием, шлаком) или засевом трав. Ширина обочин нормируется в зависимости от категории дороги.
Основание насыпи - подстилающий естественный грунт с ненарушенной структурой, на котором сооружают земляное полотно.
Откос земляного полотна - поверхность, сопрягающая обочину с поверхностью придорожной полосы или водоотводных сооружений.
Откосная часть - у насыпи - часть насыпи, расположенная между поверхностью откоса и вертикальной плоскостью, проходящей через бровку земляного полотна; у выемки - часть грунтового массива, расположенная со стороны оси земляного полотна и ограниченная вертикальной плоскостью, проходящей через бровку выемки.
Поверхность земляного полотна - поверхность земляного полотна или улучшенного верхнего слоя земляного полотна, на которых расположена дорожная одежда.
Поглощающие устройства - водоприемные устройства, отводящие воду в нижние пористые водопроницаемые слои подстилающего грунта.
Полоса отвода - полоса местности, выделяемая для расположения на ней дороги, постройки вспомогательных сооружений и посадки придорожных зеленых насаждений. Различают также полосу, временно отведенную для устройства боковых резервов, карьеров, которая после окончания строительства подлежит рекультивации и возврату землепользователям.
Полувыемка-полунасыпь - земляное сооружение на косогоре, выполненное путем срезки уступом части естественного грунта с использованием его в полунасыпь или в отвал.
Слой земляного полотна рабочий - верхняя часть земляного полотна, расположенная от низа дорожной одежды до 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 м от поверхности проезжей части.
Слой земляного полотна улучшенный - дополнительный (необязательный) слой из необработанного или обработанного каменного материала, расположенный в пределах рабочего слоя земляного полотна, устраиваемый с целью улучшения свойств дорожного основания.
Конструкции и типы дорожных одежд
Дорога грунтовая профилированная - автомобильная дорога, не имеющая покрытия, но построенная с помощью профилировочных дорожных машин с приданием земляному полотну определенного продольного и поперечного профиля. Требует регулярной профилировки (восстановления профиля). При переувлажнении проезд прекращается.
Дорога грунтовая улучшенная - профилированная грунтовая автомобильная дорога, проезжая часть которой улучшена путем введения скелетных добавок (гравия, шлака и др.) или местных вяжущих (золошлаковых смесей и других отходов производства). При оттаивании после замерзания, а также после обильных дождей проезд затруднителен или полностью невозможен.
Дорога зимняя (автозимник) - дорога, проезжая часть которой (сплошная или колейная) построена из льда, намораживаемого послойно, или из уплотненного снега и льда, а также проложенная непосредственно по замерзшей поверхности рек и озер. Действует до оттаивания ледяного покрытия.
Дорожная одежда - многослойная конструкция в пределах проезжей части автомобильной дороги, воспринимающая нагрузку от автотранспортного средства и передающая ее на грунт. Дорожные одежды классифицируют по типам исходя из их капитальности.
Дорожная одежда жесткая - дорожная одежда с цементобетонными монолитными покрытиями; со сборными покрытиями из железобетонных или армобетонных плит с основанием из цементобетона или железобетона.
Дорожная одежда капитальная - дорожная одежда, обладающая наиболее высокой работоспособностью, соответствующей условиям движения и срокам службы дорог высоких категорий.
Дорожная одежда нежесткая - дорожная одежда, не содержащая в своем составе конструктивных слоев из монолитного цементобетона, сборного железобетона или армобетона, укатываемого бетона.
Дорожных одежд классификация - разделение дорожных одежд по типам исходя из их капитальности, характеризующей работоспособность дорожной одежды.
Краевая полоса - часть обочины или разделительной полосы (на дорогах I категории), непосредственно примыкающая к проезжей части и имеющая конструкцию более прочную, чем на остальной части обочины. Заезд автомобильного транспорта на краевую полосу ограничен. С этой целью краевую полосу отделяют сплошной разметочной линией. Возможно устройство краевой полосы другого цвета, чем на основной проезжей части.
Основание бетонное (цементобетонное) - конструктивный слой дорожной одежды или нижний слой двухслойного цементобетонного покрытия, построенный из уплотненной цементобетонной смеси, включая укатываемый бетон или другие низкомарочные бетоны.
Основание битумогрунтовое - конструктивный нижний слой дорожной одежды, построенный из смеси местных грунтов и органических вяжущих материалов с применением добавок.
Основание гравийное - конструктивный нижний слой дорожной одежды, построенный из гравия или подобранной гравийной оптимальной смеси, распределенной по грунтовому или песчаному основанию и уплотненной.
Основание дорожной одежды - несущая прочная часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои основания или грунт земляного полотна.
Основание из укрепленных грунтов - конструктивный нижний слой дорожной одежды, устроенный из грунтов, обработанных органическими или неорганическими вяжущими.
Основание песчаное - дополнительный слой, устраиваемый из песка ниже основания дорожной одежды или непосредственно под покрытием. Служит также дренирующим и выравнивающим слоем.
Основание цементогрунтовое - конструктивный нижний слой дорожной одежды, построенный из смеси местного грунта, обработанного цементом.
Основание щебеночное - конструктивный спой дорожной одежды из природного или искусственного щебня с заполнением пор более мелким щебнем, поливкой водой и уплотнением. Для устройства щебеночного основания возможно применение щебеночной смеси оптимального состава.
Покрытие дорожное - верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая усилия от колес автомобилей и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов.
Покрытие дорожное асфальтобетонное - покрытие капитального типа, построенное из плотных асфальтобетонных смесей (горячих или холодных) и уплотненное.
Покрытие дорожное гравийное - покрытие переходного типа, построенное из гравийной смеси и уплотненное. Укладывают в один или два слоя по всему профилю земляного полотна (серповидный профиль) или только по ширине проезжей части.
Покрытие дорожное из асфальтобетона на модифицированном битуме - верхний слой дорожной одежды, устроенный из асфальтобетонной смеси, в которой битум модифицирован различными добавками, обычно повышающими его трещиностойкость.
Покрытие дорожное из дренирующего асфальтобетона - покрытие из специального высокопористого асфальтобетона, укладываемого на плотное асфальтобетонное основание, отводящее воду внутри своего слоя, что обеспечивает практически сухое состояние покрытия даже в период дождя и способствует высокому коэффициенту сцепления автомобильного колеса с покрытием.
Покрытие дорожное из литого асфальтобетона - высокоплотное капитальное дорожное покрытие, построенное из литой смеси с повышенным содержанием битума высокой вязкости. Отличается повышенной долговечностью.
Покрытие дорожное из песчаного асфальтобетона - капитальное дорожное покрытие, разновидность асфальтобетонного покрытия. Устраивают из асфальтобетонной смеси, не содержащей щебеночного материала.
Покрытие дорожное из щебнемастичного асфальтобетона - плотное покрытие из щебнемастичной асфальтобетонной смеси, содержащей повышенное количество мелкого щебня (до 10 мм иногда до 20 мм), повышенное количество битума (до 6…8 %), с введением целлюлозы, минерального порошка (8…12 %). При уплотнении не рекомендуется применение вибрационных катков.
Покрытие дорожное цементобетонное - капитальное покрытие, монолитное, сооружаемое из цементобетонных (или полимербетонных) смесей, уплотняемых на месте работ, или сборное (сплошное или колейное) из индустриально заготовленных железобетонных плит. Различают монолитные покрытия - армированные и неармированные, непрерывно армированные, предварительно напряженные и самонапрягающиеся.
Покрытие дорожное цементобетонное армированное - монолитное цементобетонное покрытие, при строительстве которого в нем размещают арматуру (обычно стальную в виде сеток), улучшающую работу цементо-бетонной плиты на растяжение при изгибе.
Покрытие дорожное цементобетонное непрерывно армированное (бесшовное) - монолитное цементобетонное покрытие с повышенным содержанием арматуры, укладываемой непрерывно на большом протяжении, что позволяет избежать устройства деформационных швов.
Покрытие дорожное цементобетонное предварительно напряженное - монолитное дорожное покрытие, цементобетон которого в процессе строительства подвергнут предварительному сжатию для повышения сопротивления растягивающим напряжениям (при безарматурном напряжении бетона), или с предварительно напрягаемой арматурой (струны, пучки, стержни периодического профиля).
Покрытие дорожное щебеночное - покрытие переходного типа, построенное из необработанных дробленых каменных материалов с расклинкой мелким щебнем и уплотнением с поливкой водой. Возможно применение плотных щебеночных смесей оптимального состава без расклинки.
Слой износа - тонкий слой, устраиваемый на покрытии из материалов, обработанных битумом или синтетическим вяжущим, в том числе ЛЭМС (литыми эмульсионно-минеральными смесями), либо входящий в состав толщины покрытия, но не учитываемый в расчетной толщине слоя. Подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации.
Ширина проезжей части - расстояние между внутренними границами краевых полос, а при их отсутствии (на дорогах IV, V категорий) - расстояние между внутренними границами обочин.
Расчет дорожных одежд
Автомобиль расчетный (расчетная нагрузка) - условная транспортная единица, параметры которой (нагрузка на колесо, давление на покрытие, диаметр круга, равновеликого площади передачи давления в зоне контакта) используют в расчетах дорожной одежды и ее элементов. Для перехода от автомобилей с различными осевыми нагрузками к расчетным используют суммарные коэффициенты приведения транспортного средства к расчетной нагрузке.
Деформация - изменение формы или размеров насыпи, дорожной одежды, сооружения и т. п. без изменения массы.
Мостовые сооружения и переходы
Акведук - мостовое сооружение на переходе водовода через овраг, ущелье, реку, суходол, дорогу и т. п.
Виадук - мостовое сооружение на переходе через глубокий овраг, ущелье, суходол, лощину с высоким расположением уровня проезда над дном препятствия.
Высота моста - расстояние от уровня проезжей части по оси моста до уровня меженных вод.
Высота проезда - наименьшее расстояние от уровня проезда до низа расположенных над проездом элементов конструкций, электрических сетей, сетей связи, трубопроводов и т. п., что определяет возможность или ограничение проезда транспортных средств.
Длина моста - расстояние между началом и концом моста, измеренное по его оси. При этом начало моста - первая по ходу отсчета километража точка пересечения линии, соединяющей концы открылков устоя или других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строения с осью моста, без учета переходных плит, а конец моста - последняя по ходу отсчета километража точка пересечения линии, соединяющей концы открылков устоя или других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строения с осью моста.
Длина пролетного строения - расстояние между крайними конструктивными элементами пролетного строения, измеренное по его оси.
Мост - сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для пропуска транспортных путей через водные преграды.
Различают по назначению:
- автодорожный - для автомобилей и пешеходов;
- железнодорожный - для железной дороги;
- городской - для городских транспортных средств и пешеходов;
- пешеходный - для пешеходов;
- совмещенный - для пропуска автомобилей и железнодорожных поездов в одном или разных уровнях;
- специальный - для пропуска трубопроводов, кабелей и т. п.;
по виду применяемых материалов в пролетном строении:
- деревянный,
- каменный,
- бетонный,
- металлический,
- железобетонный,
- сталежелезобетонный;
по уровню расположения проезжей части:
- с ездой поверху - проезжая часть расположена по верху пролетных строений;
- с ездой понизу - проезжая часть расположена на уровне низа пролетных строений;
- с ездой посередине - проезжая часть расположена в средней по высоте части пролетного строения;
по длине:
- малые мосты, менее 25 погонных метров
- средние мосты, от 25 до 100 погонных метров
- большие мосты, свыше 100 погонных метров
по расположению пролетного строения относительно горизонта высоких вод:
- высоководный - мост, пролетное строение которого находится над рекой на уровне, обеспечивающем пропуск паводковых вод и ледохода;
- низководный - мост, пролетное строение которого затопляется при проходе высоких вод;
- подводный - мост, пролетное строение которого располагается под водой на глубине, обеспечивающей движение автомобилей вброд. Подводные мосты применяются с целью обеспечения скрытности их положения и повышения их живучести; по сроку службы:
- временный - мост с ограниченным сроком службы;
- постоянный - мост, предназначенный для длительной эксплуатации, срок службы которого определяется долговечностью материала конструкции;
по статической схеме пролетного строения:
- балочный,
- арочный,
- рамный,
- вантовый,
- висячий,
- комбинированный.
Мост балочный - мост, пролетное строение которого от вертикальных нагрузок имеет на опорах только вертикальные составляющие опорных реакций.
По статической схеме различают:
- разрезные,
- температурно-неразрезные,
- неразрезные,
- консольные.
Мост вантовый - мост, пролетное строение которого состоит из балки жесткости и поддерживающих ее наклонных элементов - вант, закрепленных на пилонах и выполняющих функции упругих опор.
Различают:
- по восприятию распора {распорные, безраспорные):
- по числу плоскостей вант (одна или две):
- по взаимному положению вант (“пучок” - радиальное; “арфа” -ярусно-параллельное; “веер” - ярусно-расходящееся; “звезда” - ярусно-сходящееся).
Мост висячий - мост, в пролетном строении которого главными несущими элементами служат гибкие кабели, поддерживающие балку жесткости с помощью подвесок и передающие усилия на пилоны.
Различают:
- безраспорный - висячий мост, у которого горизонтальная составляющая усилий, возникающих в кабелях, передается на балку жесткости;
- распорный - висячий мост, у которого горизонтальная составляющая усилий, возникающих в кабелях, передается на анкерные опоры.
Мост разводной - мост, пролетное строение которого или часть его может перемещаться, освобождая пространство для пропуска судов. В зависимости от способа перемещения судоходного пролета различают:
- поворотный - мост, у которого пролетное строение поворачивается в горизонтальной плоскости;
- подъёмный - мост, у которого пролетное строение поднимается в вертикальной плоскости;
- раскрывающийся - мост, у которого пролетное строение поворачивается вокруг горизонтальной оси;
- раскрывающийся двукрылый - мост, у которого пролетное строение состоит из двух частей (крыльев), поворачивающихся вокруг горизонтальных осей;
- откатной - мост, у которого пролетное строение выводится из судоходного пролета путем перемещения в горизонтальном направлении вдоль его оси.
Мост рамный - мост, пролетное строение которого жестко связано с опорами и представляет собой раму.
Разновидности:
- однопролетный бесшарнирный;
- однопролетныйдвухшарнирный;
- многопролетный рамно-неразрезной, состоящий из жестко соединенных между собой Т-образных рам (по фасаду);
- многопролетный рамно-консольный, состоящий из Т-образных рам (по фасаду), соединенных между собой шарнирами, допускающими угловые перемещения сопрягаемых концов ригелей;
- многопролетный рамно-подвесной, состоящий из Т-образных рам (по фасаду), соединенных между собой подвесными пролетными строениями.
Мост цепной - висячий мост, главный несущий элемент которого выполнен в виде шарнирной цепи из отдельных фасонных звеньев.
Паром - подвижное устройство, предназначенное для перевозки через водное препятствие наземных транспортных средств и пассажиров.
Переход мостовой - комплекс сооружений, используемый для перехода через водоток, состоящий из моста, подходов к нему, берегоукрепительных и регуляционных сооружений.
Площадь моста - произведение длины моста на расстояние между перилами в свету.
Подход к мосту - участок насыпи земляного полотна дороги, примыкающий к мостовому сооружению и служащий для въезда на мост и съезда с него транспортных средств.
Пролет моста - горизонтальное расстояние между смежными опорами.
Пролет моста расчетный - горизонтальное расстояние между осями опорных частей, а при отсутствии их - между осями опор или условными точками опирания пролетного строения.
Пролетное строение ребристое - пролетное строение, состоящее из тавровых и двутавровых балок.
Пролетное строение сборное - пролетное строение, собранное из заранее изготовленных элементов. Различают: сборно-монолитное - пролетное строение выполнено из заранее изготовленных элементов, объединенных монолитной плитой проезжей части; сборно-разборное - пролетное строение собирают из инвентарных элементов, комплект которых может быть использован многократно.
Путепровод - мостовое сооружение для пропуска одной транспортной магистрали над другой в разных уровнях.
Селедук - мостовое сооружение над горной дорогой, служащее для пропуска по нему селевого потока.
Середина моста - геометрическое место точек, равноудаленных от начала и конца моста.
Середина пролета - геометрическое место точек, равноудаленных от смежных опорных частей.
Сооружение мостовое - сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для перевода транспортного пути или водовода через различные препятствия. К этой группе сооружений относятся: мосты, путепроводы, виадуки, эстакады, акведуки, мосты-каналы, селедуки.
Тоннель автодорожный - подземное или подводное сооружение, предназначенное для устройства автомобильной дороги через толщу земли, горный массив или под водным препятствием.
Ширина моста - расстояние между перилами в свету.
Эстакада - мостовое сооружение для пропуска транспортной магистрали на некоторой высоте над поверхностью земли, чтобы пространство под ней могло быть использовано для различных целей, или устраиваемое вместо насыпи на подходах к мостам.